Правила написания текстов

В этой статье вы познакомитесь с основными правилами написания и оформления текстов. Правильно оформленный текст гарантирует рост количества прочтений в десятки раз. Если ваш текст рекламный, то вместе с ростом интереса к нему со стороны ваших клиентов растет и ваша прибыль. Именно поэтому на оформление текстов стоит обратить самое пристальное внимание!
Правила написания текстов

Как мы читаем текст?

Прежде чем рассказать о правилах оформления текста стоит упомянуть о том, как происходит чтение текста. Как правило, чтение незнакомого текста происходит в три этапа: Сначала человек просто бросает взгляд на текст и решает – читать дальше или нет. Это занимает до трех секунд. За это время читающий оценивает сложность восприятия текста, и о смысле здесь речи еще не идет. За две секунды на листе А4 глаз человека способен выделить и проанализировать до десяти элементов – так называемых крючков. Крючками могут быть абзацы, фото, заголовки. Каждый из них способен привлечь внимание и удержать его.

Если по ряду признаков человек решает, что читать текст будет легко, то переходит ко второму этапу – пробегает его глазами, то есть выхватывает кусочками – фрагментами, отдельными предложениями. Начаться такое «чтение» может с любого места. Только потом, если кусочки заинтересовали человека, он начинает сначала.

Структура текста

Правильный текст должен иметь следующую структуру:

Заголовок

Любой текст должен начинаться с заголовка. Заголовок должен быть достаточно крупным и контрастным. Для контрастности заголовка можно использовать либо более жирное начертание основного шрифта, либо другой шрифт, главное, чтобы он был в гармонии с основным. Помимо этого, заголовок можно выделить цветом - оттенком основного цвета или дополнительным цветом, используемым в дизайне.

Абзацы

Оптимальный размер абзаца - 4-5 предложений. Лучше усваиваются короткие и неширокие абзацы. Комфортная ширина абзаца - 40-50% от ширины страницы. Это правило больше применимо к веб-страницам, но можно использовать и для печатного текста.

Подзаголовки

Отделите каждые 2–3 абзаца подзаголовками. Таким образом, вы структурируете текст. Разбейте его на смысловые части, дополнительно упрощая чтение.

Оформление текста

Предлагаем вам несколько советов по оформлению текста, которые сделает его простым, понятным и удобным для восприятия.

Выравнивание

Крайне дурным тоном считается выравнивание текста по центру или по ширине. Выравнивая по ширине, мы получаем неравномерные пробелы и отступы между буквами. Они где-то маленькие, где-то большие. Выравнивая текст по центру, мы получаем неровный левый и правый край. Такой текст читать еще сложнее, ведь каждая новая строка начинается с нового места.

Существует выравнивание по правому краю. На наш взгляд оно имеет право на существование, но только когда продиктовано необходимостью использования в дизайне.

Идеальное решение - выравнивание текста по левому краю. Правый край, при этом, необходимо сделать максимально ровным путем переноса всех предлогов и слов меньше трех символов на новую строку. Читать такие абзацы довольно комфортно, и визуально они вписываются в 99% дизайнов.

Межстрочный интервал

Гораздо более приятно читать, когда есть место для отдыха глаз между строками. Как правило, стараются использовать межстрочный интервал (интерлиньяж), по крайней мере, на 2 пункта больше, чем размер шрифта. Например: для максимального удобства чтения текста при размере шрифта 10 pt необходимо задать интерлиньяж хотя бы 12 pt.

Между абзацами должен быть 1,5 интервал. Межстрочный интервал выдерживается относительно величины шрифта и измеряется в процентах.

Для разделения предложений на абзацы лучше использовать швейцарскую красную строку – перенос на одну строку вниз, без отступа, как, например, в данном тексте.

Ссылки

Ссылка может оформляться двумя способами:

1) Подчеркивание. Стандартный и самый популярный способ, всеми воспринимается как ссылка, особенно если выделен синим цветом. Для того, чтобы подчеркивание не бросалось в глаза и смотрелось органично в любом дизайне, можно сделать его полупрозрачным. Отдельно хотелось бы сказать, что мы не рекомендуем использовать подчеркивание в качестве приема для выделения слова или текста. Подчеркивание – это всегда ссылка.

2) Изменение начертания текста ссылки на более жирное. Менее желательный способ, так как использование разных начертаний затруднит восприятие текста.

Типы шрифтов

Для дизайна шрифты важны ничуть не меньше, чем правильно выбранные цвета или убедительные тексты. Шрифты делятся на три основные группы — с засечками, без засечек и рукописные.

Шрифты с засечками

У шрифтов, относящихся к данной группе, на краях букв имеются засечки или «хвостики». К таким шрифтам можно отнести Times New Roman, Century, Times, Garamond и некоторые другие (обозначаются как Serif). Как правило, шрифты с засечками лучше подходят для печатных материалов. Засечки помогают создать пространство между буквами, а также отделить один знак от другого, благодаря чему текст лучше читается на бумажном носителе. Шрифты с засечками подчеркивают авторитет, интеллект и профессионализм.

Шрифты без засечек

У данного типа шрифтов отсутствуют засечки, края букв прямые и простые, без каких-либо дополнительных элементов. Примеры — Arial, Verdana, Helvetica и другие (гарнитура Sans-Serif). Их обычно используют для веб-страниц, потому что с экрана компьютера удобнее читать именно округлые и простые буквы. Шрифты без засечек, как правило, подчеркивают стиль, рациональность, молодость и современность.

Рукописные шрифты

И последняя группа — рукописные шрифты. Как понятно из названия они имитируют текст, написанный от руки. Такие шрифты бывают очень симпатичными и могут стать украшением вашего документа, но их очень трудно читать. Поэтому не рекомендуем использовать рукописные шрифты для оформления длинных текстов. Они больше подходят для оформления заголовков, создания логотипов.

Размеры шрифтов

Для того, чтобы текст хорошо читался, размер шрифта для основного текста должен быть 12 или 14 px. Не рекомендуем использовать шрифты менее 10 px. Для заголовка стандартный размер шрифта для может от 16 до 24 px. Идеальный междустрочный интервал – 1,5.

Цвет шрифта

Какого бы цвета ни был шрифт - он должен быть контрастным - т.е. легко читаться. Самое выгодное сочетание - темный шрифт на светлом фоне. Обратный вариант — светлый шрифт на темном фоне, менее предпочтителен, но может неплохо смотреться на небольших текстах, заголовках, с крупными размерами шрифтов. Яркие шрифты могут быть трудны для чтения. Также, необходимо избегать сложных вибрирующих сочетаний, таких как красный на зеленом. Самый беспроигрышный вариант - черный (темно-серый) шрифт на белом фоне.

Правила работы со шрифтами

В одном дизайне нужно использовать один, максимум два типа шрифта. Если вы используете 2 типа шрифта, то они должны хорошо сочетаться друг с другом. При этом один шрифт используется для основного текста, другой - для заголовков или для представления информации, которую нужно как-то выделить, например, контакты. Если вы думаете, что двух шрифтов недостаточно, попробуйте поэкспериментировать с жирным и обычным начертанием, курсивом, прописными и строчными буквами.

Очевидно, что шрифт стоит подбирать под конкретную задачу. Например, если вы разрабатываете приложения, вам подойдут лаконичные, немного футуристичные шрифты. А если вы продаете старые книжки — рекомендуем подобрать что-нибудь винтажное, старомодное. В любом случае, для основного текста лучше использовать простые, легко читаемые шрифты, так как дизайн - это не только красота - это, прежде всего, функциональность и удобство.

Советы по составлению текстов

Используйте простые предложения

Мы рекомендуем использовать в тексте, по-возможности, короткие предложения для удобства усвоения информации. Поэтому предложения с перечислениями разбивайте точками. Сложные обороты упрощайте. Глаз должен скользить по тексту.

Не используйте два глагола подряд. Замените их на простые глаголы в повелительном наклонении. Например, не "Помогает решить", а "Решает"! Не "Готовы предложить", а "Предлагаем" и т.д.

Также, если словосочетание можно заменить на одно слово, так и поступайте. Например: Не "Каждому, кто обратился", а "Каждому обратившемуся" и т.д.

Разберитесь с "Не"

Частица "не" меняет вид предложения и делает его сложным для восприятия. Всю негативную формулировку меняем на позитивную. Например, вместо "Несложный" лучше писать "Простой", вместо "Не используйте длинные предложения" лучше - "Используйте короткие предложения" и т.д.

Избавьтесь от аббревиатур и иностранных слов

Аббревиатуры и сокращения значительно затрудняют восприятие текста. Вместо того, чтобы скользить по тексту, читатель постоянно спотыкается. Человек не должен ломать голову, пытаясь понять, что вы хотели сказать ему. Даже распространенные сокращения лучше развернуть. Иностранные слова, как и аббревиатуры, мешают правильному восприятию текста.

Будьте аккуратны с использованием терминов

Термины нужны и важны, если вы пишете текст для специалистов. Но если вы пишите для массового читателя, то лучше не рисковать и заменить термины на знакомые каждому человеку понятия.

Проверьте ваш текст согласно полученной информации

  • Заголовок выделен;
  • Предложения короткие, простые. Сложные разбиты на два.
  • В абзаце по 3-5 предложений. Выравнивание по левому краю. Ширина абзаца – 50% от ширины страницы.
  • Текст разбит на смысловые части по 2-3 абзаца. Смысловые части выделены подзаголовками.
  • Шрифт с засечками для бумажных документов, шрифт без засечек для веб-страниц.
  • Размер шрифта основного текста – 12 px, размер шрифта в заголовках – 14 px.
  • Все шрифты контрастные и легко читаются.
  • Язык простой и понятный, без сленга, сложных терминов и иностранных слов.
  • Все формулировки положительные, без частицы "НЕ".
  • Все речевые обороты меняем по возможности на одно слово.

Полезные ресурсы

synonymizer.ru

Хороший сервис для подбора синонимов. Поможет вам в написании правильных и красивых текстов.

advego.ru/text

Хороший сервис для проверки текста на орфографические ошибки.